23 февраля 2019, суббота
Областные новости
22.02.2019
В 2019 году за счет выделенных из регионального бюджета муниципальным образованиям средств будет продолжено проведение капитального ремонта муниципальных объектов социально-культурного назначения, расположенных на территории Пензенской области.
22.02.2019
Старт процедуре предварительного голосования (ПГ) «Единой России» дал секретарь Генерального совета Партии Андрей Турчак на заседании Президиума Генерального совета 21 февраля.

Горячая линия

Loading...

Социальная сфера

04.02.2019

ТЫ С ПРОБЛЕМОЙ НЕ ОДИН НА ОДИН

Если в цифрах, то, например, всего в 2018 году в него обратились 3590 человек, в том числе 1353 несовершеннолетних, 1604 родителя.

Кабинет существует 2,5 года, за это время его специалисты утвердились в востребованности своей работы. Возникла даже необходимость организации метод-объединения педагогов-психологов. В ноябре его члены провели свою первую встречу, она стала площадкой для обмена опытом, выстраивания работы с образовательными учреждениями. По словам педагога-психолога районного базового психолого-педагогического кабинета Натальи Яковлевой, вызывает сожаление тот факт, что не во всех школах и детских садах психологи работают на полной ставке. Этим могут похвалиться только городские школы №1, 7, 8, 9 и детсад №1. Почему важно, чтобы ставка была полной? Потому что объём работы психологов более чем внушительный, под их вниманием должны быть и дети, в том числе из группы риска или с ограниченными возможностями здоровья, и родители, и учителя.

Подростки протестуют - отмечают психологи. Впрочем, не надо быть специалистом, чтобы этого не видеть. Чего стоят только одни телевизионные новости о поведении старшеклассников и студентов. Во многом "протест" объясняется гормональной перестройкой, возрастом, "уважающим" максимализм. А для взрослых главное - не дать подростковому категоричному возражению перерасти во вседозволенность, выйти за рамки допустимого.

Девятиклассница совсем отказывается ходить в школу. Близкие повлиять не могут, подключились психологи. Девочка рассказывает, что хочет уехать в другой город. На что будет там жить? Говорит, что будет рисовать на улице. Но ведь так много не заработаешь, а надо платить за жильё и так далее. В общем, взрослые пытаются рассказать о трудностях, с которыми она может столкнуться. Подросток это понимает по-своему: "Значит, у меня нет выхода, как только покончить собой?" Ситуация на контроле.

   -В каждом случае наша работа начинается с диагностики, чтобы понять, с кем предстоит и необходимо работать - с ребёнком или родителями, - говорит Наталья Николаевна. - У нас нет волшебной палочки, которая бы все проблемы решала легко и быстро. Нужно время, чтобы пройти всё шаг за шагом и помочь.

   Ещё в 2016-м во внимании кабинета оказался мальчик, у которого трудности в школе. "Мне не повезло с клас-сным руководителем", - считает он. В беседах с психологом он только кивал головой, со всем соглашался. Но начинался следующий день, и ничего не менялось.

   В итоге потребовалось полтора года, чтобы ребёнок начал проговаривать свои проблемы и стал больше доверять психологу. Ситуация небыстро, но меняется к лучшему.

   Педагог-психолог Галина Рябова и социальный педагог Татьяна Литвинова больше работают с приёмными семьями. В них, как показывает практика, свои трудности.

   -До того, как попасть в приёмную семью, дети, как правило, уже видели жестокость, агрессию, насилие. Пусть даже не по отношению к себе, - рассказывает Галина Викторовна. - Поэтому первое, что нам всегда предстоит, - убрать стресс, "залечить" рану от потери родителей.

   Специалисты этого консультативного пункта работают с шестью районами области - это со 161 семьёй, с 279 детьми. В Камен-ском районе сегодня 37 приёмных семей, в них воспитывается 72 ребёнка. Семьи, как правило, проходят общий стандартный путь: адаптация друг к другу, "медовый месяц", когда всё хорошо, потом же дети начинают проверять, не лучшим образом себя ведя, насколько их любят, а готовы ли их принимать такими, какие они есть, и, только когда ребёнок внутренне убедился в защите и поддержке новых родителей, воцаряются полные доверительные и счастливые отношения. Хотя и много общего, как уже отмечалось, но сложности у всех разные, универсального их решения не существует. Школьные и трудности социализации, поведенческие отклонения, невзаимопонимание с близкими - лишь малое с чем приходится сталкиваться.

   Специалисты базового психолого-педагогического кабинета говорят ещё об одной проблеме. В разрешении вопросов между учеником и учителем второй уверен, что он всегда прав. Педагоги-психологи наблюдают профессиональное выгорание учителей. Конечно, не всех, но тем не менее. У кого-то оно происходит на фоне личных проблем, у кого-то по причине усталости - большой стаж работы, загрузка документацией, завышенные требования к ученикам и их родителям. Настоящий учитель работает над собой всё время пребывания в профессии, иначе не достичь положительного результата ни в образовании, ни в воспитании молодого поколения.

   Родителей же призывают быть внимательными к своим детям, чувствовать их настроение и переживания. Тогда не придётся разводить руками: "Не вижу выхода из ситуации".

Ольга КРОТОВА.